Материалы || Новости || СИРИУС || Конференция || Голосование || Ресурсы || Гостевая книга || Форум || Обратная связь

 

1.6. Оценки уровня профессиональной пригодности и уровня  Интеллекта Человека.

         Размышляя об Интеллекте, необходимо более строго определить это понятие и связать его с часто используемыми понятиями уровня  знаний и способа мышления. Известно, что для уточнения смысла понятия часто целесообразно первоначально определить его  общеизвестный  антиноним или  синоним. Антинонимом  Интеллекта  является  Примитив мышления, Не принимать решения под любыми предлогами - вот девиз Примитива или в крайнем случае использовать установленные  шаблоны  для  выражения «своего» мнения,  поведения,  выполнения обязанностей.  В противовес Примитиву Интеллект определяется способностями Человека к  конструктивному и нетривиальному (творческому) мышлению,  когда принятые решения отличаются новизной  и  эффективностью  (продуктивностью),  не смотря на многие сложности и неопределенности.
        Одной из сторон Интеллекта является способность к формированию новых знаний,  а  точнее  к формальному обоснованию и описанию новых взаимоотношений (моделей) исследуемых объектов-понятий на  привычном или более высоком уровнях абстракции. Интеллект не зависит от характера Человека,  его положения в обществе,  социальной и национальной принадлежности. Чрезвычайно разные люди, даже не воспринимающие друг друга заочно,  могут обладать достаточно высоким Интеллектом. В разделе  1.1  определены  шесть основных признаков Интеллекта в широком смысле,  однако в системах образования и  трудоустройства  Интеллект рассматривается  в  более практичном и узком смысле как уровень профессиональной пригодности Человека.
        Перечислим некоторые общие профессионально-образовательные признаки Интеллекта:

        Существует и, так называемая, «отложенная оценка» уровня Интеллекта, когда созданное им новое не находит признания  в  современной локальной и корпоративной сферах (рейтингах) микро-мира Человека, но в последующем ценность этого нового подтверждается  в  глобальной  и региональной сферах (рейтингах) общественной жизни.
        Интеллект Человека определяется в одинаковой  мере  врожденными способностями, что  является  необходимым  условием его развития,  и способностями, приобретенными в испытаниях и страданиях,  что позволяет достигнуть  особых возможностей в познании Ис-тины. В целом Интеллект проявляет себя триединым образом: сознательным (логико-этическим) рационализмом, интуитивным (неформально - логическим) рационализмом и чувственным (сенсорно-практическим) рационализмом.
        Проявивший себя высокий Интеллект - это талант,  в развитии которого значительную роль сыграли надсознательные интуитивные способности к конструктивизму и предвидениям (фантазиям), сознательные логические способности к формализациям и абстрагированию, сознательные и подсознательные  этические  и практические способности к выражению корректного и гармоничного,  а также врожденные и/или  приобретенные вместе  с Верой,  Любовью и Надеждами сознательные и надсознательные моральные и волевые способности к реализации новых решений,  воспринимаемые окружающими как честолюбие.
В оценках уровня Интеллекта необходимо отделить собственно уровень приобретенных формальных знаний за счет прилежания,  от  интуитивно-логических  способностей  к предвидениям нового и способностей логико-этического выражения этого нового в той или  иной  предметной области,  которые  и определяют профессиональную пригодность и перспективу Человека.
        Несмотря на многовековую,  и нельзя сказать  успешную,  историю многих попыток создания все более «достоверных» систем оценки знаний, обратимся  к  обоснованию будущей системы оценок уровня Интеллекта и профессиональной пригодности ИИБП в ЭМОС на основе методики сканирующего (глобального) контроля, которая в принципе может быть реализована лишь с помощью автоматизированных обучающих и экзаменующих систем.  По-скольку оценка уровня Интеллекта очень важна с разных  точек зрения,  то  мы отступим от традиции не углубляться в математические преобразования, а тем, кто интересуется только метапсихологией посоветуем пропустить последующие выводы.
        Все множество  предметов  общей  и  специальной образовательной Программы интеллектуальной и профессиональной подготовки ИИБП, среди которых обязательно должны быть:  философия и эстетика, метапсихология и права Человека,  моделирование и информатика, и др., определим исходным вектором:

D = (Qp), p=1,N

где p-индекс соответствующих базовых предметов Программы, а Qp -множество разделов и соответствующих экзаменационных вопросов по p-тому предмету.
        Достаточно большой перечень Qp - экзаменационных вопросов-задач по p-тому предмету разделяется на M разделов по S примерно одинаковых групп-уровней вопросов-заданий соответствующей сложности в каждом разделе, с ориентацией на изложенные в учебном курсе базовые понятия и теории, положения и факты, этические и/или логические правила (методики) формирования ответов и решения задач, составленных по каждому разделу знаний соответствующего курса.
        Количество контрольных вопросов и заданий по p-тому предмету определяются матрицей:

Qp = { qi,j }, i=1,M; j=1,S+2.

где qi,j - количество вопросов-задач по i-тому разделу курса и j-тому уровню сложности тем и соответствующих заданий.
        Предлагается на любом этапе контроля по каждому разделу обязательно использовать как минимум две дополнительные группы вопросов (qi,S+1 и qi,S+2), выходящих за пределы тем текущего этапа освоения курса с целью выявления интуитивных возможностей ИИБП в предвидениях нового по конкретному предмету.
        Например, в “ясельном” возрасте для обучения ИИБП используются всего две группы осваиваемых вопросов-задач для контроля знаний и одна-две дополнительные группы “сверхпрограммных” вопросов-задач для анализа версий интуитивного рационализма. На “школьном” и других этапах испытаний ИИБП по каждой теме основных групп вопросов-задач должно быть пять-шесть и не менее двух дополнительных групп вопросов-задач.
        В отличие от Человека, которому свойственны усталость и нервное напряжение, в связи с чем ему обычно предъявляются по одному вопросу из каждого раздела курса со случайным характером их выборки из различных групп по уровню сложности, обучаемому ИИБП целесообразно последовательно предъявлять вопросы из перечня по разделам с наращиванием (сканированием) вопросов по сложности, количество которых определяется матрицей размерностью M*(S+2). ИИБП использует свою ЭО Базу знаний и формирует ответы-решения с последующей автоматизированной независимой проверкой их ИИБП - родителями, например, на основе анализа приближения или совпадения с одним из альтернативных ответов-решений или анализа семантики конструируемых ответов.
        Максимальная оценка, а точнее максимальное количество контрольных баллов gp_max за освоение qi,j вопросов-задач различных групп-уровней знаний с соответствующими удельными оценками rj их сложности , предъявляемых по p- тому предмету, определяется как:

gp_max =(rj * qi,j )

усть ai,j - количества соответствующих правильных ответов испытуемого ИИБП, причем очевидно, что большинство правильных ответов относятся к группам-уровням вопросов с низкими rj - контрольными баллами за правильные ответы. В процессе испытаний из ai,j ответов могут быть также правильные ответы на вопросы, ориентированные на интуицию, т.е. из S+1 и S+2 уровней сложности, и соответственно реальный уровень приобретенных Интеллектом знаний оценивается как:

gp_real =(rj * a i,j)
        Общая оценка уровня Знаний ИИБП по p-тому предмету на основе проведенных испытаний формируется как:
Gp = R * gp_real / gp_max

где R-максимальная оценка знаний, используемая в системе образования или конкурсной системе, причем очевидно в особо редких случаях возможны оценки выше чем R.
        Оценка Gp - рассматривается как обычная “школьная” оценка прилежания и формального усвоения знаний. Однако среди общего числа ai,j - правильных ответов некоторое их число a’i, j при j>S составляют ответы на вопросы более высокого уровня сложности, т.е. из групп-уровней вопросов выше чем S, что предлагается оценивать отдельно:

g’p_real =(rj * a’i,j)

         Эти a’i,j “статистически аномальные” правильные ответы-решения рассматриваются как ответы-предвидения, определяемые на основе интуитивного рационализма Интеллекта обучаемого. Аналогично определяются и максимальные контрольные баллы g’p_max, которые могут быть получены за все правильные ответы на дополнительные вопросы, что в принципе абсолютно исключается.
Для последующей оценки профессиональной ориентации Интеллекта введем двоичный вектор - Bf индикации интуитивных логических способностей Интеллекта для каждого f-того ИИБП :

Bf = ( b f,p ), p=1,N

где: если g’p_real / g’p_max >= m l,p (например, ~ 0.3), то bf,p=1 , иначе bf,p= 0.
        Это означает, что если количество правильных ответов на вопросы из более высоких уровней чем S значимо и составляет, например, 30% количества вопросов дополнительного уровня, то это свидетельствует о “творческой” интуиции Человека. Ml = ( ml,p ) - вектор мер отличия “творческих” аномалий от “обычной” дисперсии, например: ml,p = 0.1 - 0.5, определяется педагогами-профессионалами l-той специальности по каждому p-тому предмету.
        Естественно, что значения bf,p=1 отражают некоторые интуитивные возможности и сознательные профессиональные предпочтения f-того Интеллекта p-тому предмету.
        Для выявления преобладающих склонностей Интеллекта экспертами составляется вектор Wl весов wl,p < 1 предпочтений предметной фантазии (ППФ), которые отражают целесообразность и необходимость интуитивного творчества и конструктивизма по соответствующему предмету для каждой l-той специальности.

Wl = ( wl,,p ), p=1,N; l=1,H.

где: H - общее количество всех возможных специализаций или специальностей ИИБП, причем весовые коэффициенты wl,p для конкретной l-той специальности могут быть как нормированными т.е. wl,p = 1 по всем p=1,N при многих wl,p = 0, так и превышать вероятностную меру.
        На основе Bf - Вектора индикации интуитивных логических способностей Интеллекта и Wl - вектора предпочтений предметной фантазии по l-той специальности формируется интегральная оценка Фf,l, , которая отражает значимость “творческой” интуиции (фантазии) по p-тому предмету f-того Интеллекта, выбравшего l-тую специальность, и дают оценку уже не склонностям, а способностям ИИБП. Общий уровень (вероятность) наличия творческих и профессиональных способностей (УТПС) (пригодности) f-того Интеллекта к работе по соответствующей l-той специальности определяется как:

Фf,l (bf,p * wl,p )

        Этот показатель может рассматриваться как некоторая вероятность творческого использования Интеллектом накопленных знаний при работе по l-той специальности. Для конкурсных отборов кандидатов, например на участие в проектах по l-той специальности, необходимо ранжировать (упорядочивать) списки f по убыванию Фf,l и определять минимально возможный (что не всегда минимально необходимый) УТПС как Квоту для выбора ИИБП в конкурсном отборе на вакантную должность.
Целесообразно также использовать и “школьную” оценку уровня прилежания в усвоении Знаний, т.е. Gf,l,p, , gf,l,p_real и g’f,l,p_real , полученные каждым f-м Интеллектом в процессе итоговых “выпускных” испытаний. Общий уровень владения профессиональными знаниями (УВПЗ) или Уровень Интеллекта определяется как:

Иf,l = (1 + Фf,l) *  Gf,l,p

что соответствует суммарному баллу Gf,l , например аттестата, с добавлением баллов, которые отражают вероятность использования соответствующей доли знаний и способностей интуитивного творческого предвидения Человека в будущей профессиональной деятельности.
Важна также и специальная оценка прогресса Интеллекта по профессиональной ориентации, которая относится к показателям Рейтинга чести ИИБП. Прогресс в усвоении профессиональных знаний (ПУПЗ) на протяжении всех k=1,M испытаний, выпавших на долю Интеллекта за время его обучения, определяется на основе:

Пf,l Gf,l,p (1 +  ((gf,p,k_real - gf,p,(k-1)_real) / g p_max) )

где начальные оценки gf,p,0_real могут быть нулевыми.
        Все три базовые оценки рейтинга чести Интеллекта ,т.е. Иf,l, Фf,l и Пf,l являются критериями выбора профессии ИИБП, а их ранжирование в Микро-мире ЭМОС ИИБП позволит выявить предпочтительное предоставление работ каждому ИИБП в проектах, как по их профпригодности, так и по виду деятельности. Известно, что в любом малом или большом коллективе конкретные личности занимаются определенным видом деятельности, которая не всегда соответствует их наклонностями, что существенно снижает эффективность коллективной работы. Ориентируясь на специальное конструкторское бюро, выполняющего наукоемкие исследования и разработки, выделим следующие специфичные для многих организаций виды деятельности (более подробно в последующих разделах):

        ИИБП-конструктор в каждой корпоративной сфере является идеологом реализации проекта в соответствии с высокой Верой в истинность (реализуемость) и “моральность” проекта. Он выбирает партнеров, разделяющих его Веру, формирует стратегические и оперативные планы-Надежды, в соответствии с которыми распределяет и контролирует выполнение заданий, а на завершающем этапе объединяет полученные результаты в единое изделие.
        ИИБП-организатор, глубоко воспринимая Веру и мораль проекта, обеспечивает “безопасные” взаимоотношения партнеров в интересах проекта, как со стороны их организационного и материально-технического обеспечения, так и путем контроля корректности их поведения, соблюдения норм установленной Веры и морали проекта и не злоупотребления используемой информацией.
        ИИБП-аналитик в соответствии с Верой и конструктивной идеей проекта выполняет многовариантное его обоснование на основе анализа реализаций стратегических и оперативных планов-Надежд Конструктора, формирует тактические планы и распределяет задания ИИБП-экспериментаторам. ИИБП-аналитик развивает теоретическую базу проекта, модифицирует известные модели и сопоставляет их с базовыми моделями концепции проекта, интуитивно “озарившими” ИИБП-конструктора, накапливает и систематизирует информационное обеспечение проекта.
        ИИБП-экспериментатор в соответствии с оперативными планами-Надеждами ИИБП-конструктора и заданиями ИИБП-аналитика проводит всесторонние исследования отдельных этапов реализации проекта на соответствующих моделях, предложенных ИИБП-аналитиком, в том числе натурных, сравнивает полученные результаты исследований с известными и гарантирует определенную оценку их достоверности, обобщает и интерпретирует экспериментальную базу проекта.
        ИИБП-инструментальщик в каждой корпоративной сфере в соответствии с тактическими планами-Надеждами ИИБП-аналитика реализует конкретные фазы проекта, разрабатывает технологические средства и приемы для качественного и быстрого воплощения проекта в изделие, обеспечивает экономное использование ресурсов, выделенных ИИБП-организатором, и своевременную разработку и поставку ИИБП-экспериментаторам необходимых инструментальных и натурных средств реализации проекта: подсистем, приборов, модулей и оболочек, создает техническое и инструментальное обеспечение проекта, тем самым закладывая основы воплощения проекта ИИБП-конструктором в единое изделие.
        В корпоративной компьютерной сети (сфере) Интеллекта, взявшего на себя инициативу разработки проекта необходимо, в первую очередь, выяснить собственно функции инициатора проекта. Это важно, ибо ведущую роль в проекте могут играть либо сам ИИБП-контруктор идеолог проекта, либо ИИБП-организатор в тесном взаимодействии и в полных доверительных отношениях с ИИБП-конструктором проекта. В корпоративную сеть - сферу по реализации проекта должны входить по одному и не более ИИБП-конструктору и ИИБП-организатору, с четким разделением их функций как серверов интеграции и серверов безопасности корпоративной сети. В состав такой сферы-сети включается несколько серверов баз знаний и соответствующих ИИБП-аналитиков, количество которых может быть существенно меньше, чем серверов автоматизации экспериментальных (модельных и натурно-измерительных) исследований с ИИБП-экспериментаторов и серверов рабочих групп ИИБП-инструментальщиков для модификации и создания новых системных и прикладных реализационных программ проекта и их оболочек (интерфейсов).
        Использование метода метапсихоанализа (системного психоанализа) позволит в дальнейшем дать очевидные оценки и рекомендации для эффективной организации и других сфер-коллективов: семьи, предприятия, товарищества, и на некотором другом уровне - объединенных сообществ в виде региональных и глобальной сфер интеграции различных сфер-сред существования Человека.
        Основные этапы автоматизированной оценки уровня Интеллекта и уровня его творческой и профессиональной пригодности к конкретному виду деятельности представлены на Рис. 1-14.

        Для того, чтобы исключить влияние скоростных возможностей “вычислительной” базы Интеллекта на количество правильных ответов а’i,j необходимо выполнить настройку системы испытаний на индивидуальный темп задания вопросов и сравнить их с уже имеющимися данными о “медлительности” ИИБП. Одинаковые ограничения на конечное время ответов ИИБП не позволят выявить их истинные интуитивные способности, в связи с чем длительность проводимых испытаний определяется с учетом выбранного нового шага dt и необходимого объема вопросов для принятия решения об уровне профессиональной пригодности Интеллекта и его роли в реализации проекта.
        Общая структура испытательного мультимедиа экзаменующего комплекса, совмещенного с подсистемами ЭМОС и антропостудии и обеспечивающего конкурсные отборы для последующего обучения или трудоустройства ИИБП, представлена на Рис. 1-15.

        Подобные испытательные  тренажерные комплексы уже используются для обучения и тренировки космонавтов и астронавтов, летчиков и операторов атомных  электростанций,  где  особую  роль играет отработка нештатных ситуаций с помощью манипуляторов,  т.е. исследуются рациональные моторные  реакции  испытуемых.  Для подбора профессиональных групп, в  том числе ИИБП ЭМОС,  с целью участия в реализации особого проекта необходи-ма эмоционально-психологическая совместимость и взаимодополняющая согласованность распределения видов работ как по интеллектуально-профессиональным признакам,  так  и  по  организационно-волевым.
        В частности,  немаловажное значение имеет интуитивная синхронизация биологического времени партнеров по проекту,  их временных реакций на  те  или иные ситуации,  а также пиков моральной готовности (надсознательной мобилизации сил) в особо важные для реализации проекта  моменты  и периоды времени.  Моделирование подобных ситуаций в антропостудии представляется  малоинформативным,  поскольку  требует значительных  временных интервалов исследования и динамического развития ситуаций, для чего и предназначен антропопарк.
        Определяющим критерием подбора ИИБП-партнеров, на уже распределенные по интеллектуально-профессиональным признакам роли, является их верность и преданность идее проекта, способность взять на себя почти весь груз ответственности за проект в те редкие моменты, когда провоцирующая  ситуация  подвергнет сомнению моральные установки Интеллекта в отношении  целесообразности  проекта  вообще.  Необходимо подчеркнуть  важное  значение испытаний на надежность взаимодействий ИИБП-партнеров,  и особенно на безопасность принятых ими  решений  и действий.


 

SpyLOG


(c) redstar
Дата обновления:

Назад || Написать мне || Добавить комментарий || Обсудить на форуме


Сайт создан в системе uCoz