Материалы || Новости || СИРИУС || Конференция || Голосование || Ресурсы || Гостевая книга || Форум || Обратная связь
О
братимся к важнейшему вопросу исследования механизма мышления Человека - соотношению сознательного и бессознательного в принятии решений, способностей представления и использования знаний. Известно, что многие важные функции, влияющие на принимаемые Человеком решения, реализуются в подсознании на основе врожденных или приобретенных рефлексов. Это сферы самообслуживания, движения, питания, сна, бытовых и производственных потребностей и обязанностей. Об этом много написано, но нас интересует другое. Многие внешне не контролируемые сознанием “механические” действия Человека переходят в ведение подсознания на основе многолетнего общения и наблюдения, воспитания и подражания, обучения, самообучения и накопления опыта, но не в примитивной реализации, а с учетом и активным использованием согласованных заранее коллективных (общепризнанных или семейных) навыков, пониманий и соответствующих умений, обеспечивающих становление всего уклада жизни Человека. Изучение и освоение научных, морально-этических, а также гласных и негласных
социально-экономических и административно-процессуальных правил, норм и
законов, принятых и реализуемых в некотором обществе, является целью и
основным содержанием всех этапов развития Интеллекта Человека.
Любое общество исторически обладает коллективными сознанием, подсознанием
и надсознанием, которые оказывают предопределяющее формирующее влияние
на становление личности каждого Человека и соответственно на его индивидуальное
сознание, надсознание и подсознание, как это показано на Рис. 2-14.
В процессе жизни Человек самообучается путем периодических спиралеобразных (возрастных) возвратов-движений мыслей в Кольце принятия решений (КПР) и становления личности (Интеллекта):
- к надсознательным творческим озарениям и целеуказаниям;
- и далее к сознательному и подсознательному использованию опыта и принятию решений по реализации всех возможных потребностей на основе знаний, умений и навыков.
В общем случае в принятии решений участвуют все три базовые составляющие Интеллекта Человека: сознание, подсознание и надсознание при передаче в КПР (на Рис.2-12 против часовой стрелки) некоторой последовательности мысленных образов:
- предмета действий,
- способов действий,
- сценариев конкретной ситуации и ожидаемого результата.
Эти мысленные образы передаются сознанию и подсознанию, порождая необычные
или привычные действия, ощущения и эмоции, воспринимаемые надсознанием,
которое интуитивно сверяет сценарий ожидаемого результата с целями действий
или обучения. Если в результате такой неосознаваемой надсознательной (Супер-эго)
сверки появилась отрицательная интуитивная оценка-понимание принимаемого
решения в конкретной ситуации, что “где-то и что-то не так”, и которую
Человек не в состоянии сразу вразумительно объяснить, то это воспринимается
сознанием как побуждение к поиску и обоснованию в КПР новых решений: мысленных
образов предмета и способов действий в конкретной ситуации в соответствии
с целями действий и мысленными сценариями ожидаемых результатов.
Спектр надсознательных интуитивных оценок-пониманий ситуации Человеком
невелик. Отрицательные интуитивные оценки-понимания развития ситуации:
“что-то плохо”, “плохо”, “очень плохо” и “ужасно”, через механизм Воли
и подсистему Страстей-Праны, как показано в ОСМИ (Рис. 2-1), побуждают
тревогу и эмоциональный подъем резервных сил (ЭПРС), которые обеспечивают
через НГС прилив сил для преодоления трудностей, проблем или страданий,
а в случае бессилия перед ожидаемым (“очень плохо” и “ужасно”) вызывают
так называемый “черный страх”. Положительные интуитивные оценки-понимания
ситуации, например: “пусть будет”, “не плохо”, “нет проблем”, “хорошо -
нормально”, “очень хорошо”, “прекрасно”, также вызывают иногда даже больший
ЭПРС по тому же Кольцу ПР: Воля - эмоции (радость) - НГС.
В динамике при многократном самостоятельном решении практических задач
в КПР обеспечивается приобретение (запоминание) Интеллектом умений и навыков
принятия “хороших” решений по конкретным ситуациям и таким образом его
адаптация в окружающем Мире. Сознательное же речевое обоснование или пояснение
принятых решений часто оказывается для Человека трудно формализуемым или
даже не объяснимым, что приводит к недопониманию или недоверию со стороны
окружающих. Интеллектуальные и нейрофизиологические возможности адаптации
Человека к условиям внешней среды чрезвычайно высоки. Несомненно, что ведущую
роль в процессе адаптации играют не столько сознание, сколько надсознание
и подсознание Человека и соответствующие механизмы и навыки ситуационного
управления (См. ранее Рис.2-13).
Развитие Интеллекта Человека обеспечивается за счет механизма самообучения
и накопления знаний, умений и навыков принятия решений в контурах мысленного
надсознательного (реже сознательного) ситуационного управления путем итерационного
надсознательного (интуитивного), подсознательного (чувственного) и сознательного
(формального) анализа мысленных образов предмета и способов действий и
ожидаемых результатов с последующим формированием надсознательных интуитивных
(реже сознательных логических) оценок-пониманий уровня или степени достижения
сознательно или надсознательно поставленных целей.
В объединенной семикомпонентной модели Интеллекта (См. ранее Рис.2-1)
отражены непосредственные связи подсознания с HardWare Интеллекта, оказывающего
рефлексивное (привычное) или эмоциональное регулирующее влияние на все
органы тела Человека с целью быстрой и скоординированной реализации решений.
Непосредственно управление и координация обеспечиваются развитой чувственной
и коммуникационной средой HardWare Интеллекта, называемой “жизнью-проводником
Праны”, представляющей собой вегетативную и соматическую нервные системы
(ВСНС) с их многомиллионной сетью рецепторов и инициаторов (См. ранее Рис.2-4).
Формируемые в подсознании эмоции, такие как: страх, вдохновенье, раздражение,
апатия, стресс, глобальным образом влияют на принимаемые решения либо многократно
ускоряя и усиливая мысленные и мышечные реакции, либо угнетая все интеллектуальные
способности. Эмоции и соответствующие действия проводника Праны являются
в основном рефлексивными, но могут иметь и некоторую предысторию. Повторяющиеся
“глупые” ситуации, неудобные для принятия решений, закрепляют стереотипные
эмоциональные проявления, переводя их в привычную или более сильную фазы,
в том числе и особое неудовольствие (раздражение). Именно в сфере управления
функциями надсознания и подсознания дают наибольший эффект аутотренинг
и психотерапия.
Очень важным вопросом является включение подсистемы страстей-Праны
в состав HardWare Интеллекта и исключение ее из подсознания, т.е. SoftWare
по ОСМИ. Первоначально хотелось бы отнести страсти как приоритетные эмоции
к функциям подсознания. Это исключение сделано не только великим Готами
Буддой, но и природой, поскольку за страсти отвечает не соматическая или
вегетативная нервные системы, а особая система тела Человека - нейрогуморальная
(гормональная) система (НГС) управления и регуляции (См. ранее Рис.2-3).
Формируемые ее эмоции это: удовлетворение (сытость), удовольствие (секс)
и страсть (оргазм). Но есть и еще одна специфическая эмоция, так называемый
“черный страх”, на примере которого можно четко дифференцировать “белые”
эмоции подсознания, т.е. SoftWare Интеллекта, и “темные” эмоции подсистемы
Праны как функции HardWare - тела Человека.
Белые страхи, формируемый подсознанием, являются либо реакциями соматической
нервной системы на быстрые зрительные и резкие звуковые “опасные” сигналы,
либо вегетативной периферической системы на неожиданные (“опасные”) или
неприятные ощущения (прикосновения). Темные же эмоции и, в частности, “черный
страх” бессилия перед ожидаемым (преимущественно, Смертью), порождается
с участием НГС, т.е. утробно, часто с соответствующими реакциями желудочно-кишечного
тракта, что приводит к существенным нарушениям в гормональном регулировании
и обмене веществ, которое не контролируется подсознанием.
В целеуправляемом контуре принятия решений и самообучения Человека
важными звеньями являются подсистемы проводника Праны и Праны, т.е. ВСНС
и НГС, которые используются Человеком для мысленной проверки (верификации)
возможностей физической реализации принимаемых решений путем “прокрутки”
способов действий через себя и формирования соответствующих ощущений, а
затем и надсознательной оценки-понимания: “да, получится!” или “нет, не
стоит так действовать!”. В интеллектуальной деятельности, например, в процессе
обучения или творчества, для контура мысленного надсознательного ситуационного
управления необходима определенная целевая настройка всей эмоциональной
подсознательной и волевой надсознательной сфер для запоминания и понимания,
т.е. “прокрутки” через себя, в знаковой и речевой форме соответствующей
доли коллективных и новых формируемых знаний.
Нельзя давать сложные задания и особенно обучать без четко поставленной
цели ибо тогда мозг Человека надсознательно не поддерживает восприятие
заданий или учения и не в состоянии преодолеть трудности, так как НГС и
ЭПРС не участвуют в реализации Человеком необходимых действий. Этот эффект
надсознательной инфантильности проявляется во всем: в учении, в
быту и труде, но особенно, в хозяйственной деятельности некоторых государств.
Сообщения об авариях, катастрофах и о многом другом в Мире не случайны,
а закономерны, в связи с отсутствием или непониманием большинством в обществе
хотя бы каких-либо ожидаемых благородных целей, что отражается в коллективном
сознании и надсознании!
Вернемся к макроструктуре эмоционально-ориентированного обеспечения Интеллекта.
Естественно, что центральной подсистемой Интеллекта Человека является сознание,
выполняющее в конкретной ситуации семантическую (знаковую и речевую) обработку
образов предметов и способов действий, как соответствующих сцен и сценариев
взаимодействия наблюдаемых или исследуемых объектов. Как мы уже отмечали,
при наблюдении объекта всеми органами чувств в выделенных слоях и пленках
нейро-экрана обеих полушарий головного мозга формируются некоторые микровибрационные
возбуждения значительного числа пиксель соответствующих окон нейро-экрана,
отражающих зрительные, звуковые, обонятельные (вкусовые) и осязательные
образы-проекции наблюдаемого объекта (См. ранее Рис. 2-12).
Некоторый образ наблюдаемого объекта представляется в головном мозге
Человека как связанная плоско-объемная структура-модель многих микровибрационных
возбуждений как образов-проекций объекта в соответствующих окнах нейро-экрана,
формируемых сразу всеми органами чувств. Каждый образ настолько велик в
количестве пиксель, что его трудно и нецелесообразно удерживать целиком
в глубинных слоях нейро-экрана, образующим нейро-стек. Только специальная
и продолжительная тренировка позволяет запомнить основные штрихи и узловые
признаки образов-проекций (сохранить настройки-ассоциации нейро-сетей),
представляющих собой базовые и достаточно мелкие элементы соответствующих
возбуждений. Так разведчик или специалист своего дела видит намного больше
чем простой смертный.
У обычного Человека некоторый образ наблюдаемого объекта в форме структуры
взаимосвязанных возбуждений во всех окнах нейро-экрана оставляет лишь очень
малый след образов настроек-ассоциаций проводимостей в соответствующих
нейро-стеках. Причем в нейро-стеке многие элементы образа-структуры возбуждений
теряются и остаются лишь слабые следы образа объекта как очень упрощенная
модель настроек-ассоциаций, которая в последующем дает мало различимые
оценки при классификации и распознавании других образов. Чем больше знает
Человек, тем больше элементов содержат настройки-ассоциации следов образов
исследуемых или изучаемых объектов в его нейро-стеках.
Иногда, у рассеянного Человека при архивации настройки-ассоциации образа
объекта либо теряются сразу, т.е. Человек ничего не запоминает, либо накладываются
на следы образа другого объекта и при последующей классификации он не может
разобраться где что? Естественно, что при длительных или многократных наблюдениях
следы образа остаются более четкими, т.е. с большим числом элементов настроек-ассоциаций
проводимостей в нейро-сетях. Наведенные зрительные образы: грезы и сновидения
формируются растревоженным надсознанием на затемненном нейро-экране путем
возбуждения-дополнения некоторых существующих следов образов в нейро-стеках,
“проецируемых” через всю структуру управления движениями и ощущений (через
себя, Рис.2-12) и формирующих дополнительное (обратное) возбуждение на
нейро-экране как негативное или позитивное изображение общего эмоционального
возбуждения, соответствующего тем или иным приобретенным ранее настройкам-ассоциациям
в нейро-стеке зрительного окна.
Единая форма представления всех следов образов объектов наблюдений
как следов структур настроек-ассоциаций проводимостей нейросетей, формируемых
в нейро-стеках всех окон нейро-экрана, играет важнейшую роль в организации
совместной работы надсознания, сознания и подсознания и их единого интерфейса
в виде Общей Шины следов образов (ОШСО). Начало и конец ОШСО находятся
в двигательном окне нейро-экрана головного мозга Человека, где в завершение
циклов принятия решений и реализуется конкретное решение по конкретной
ситуации (См. ранее Рис.2-12 и Рис.2-13).
ОШСО представляет собой связку: стеков всех окон нейро-экрана с двигательным
окном и его нейро-стеком, активно работающую в Контуре принятия решений,
включающем: низходящие пирамидальные пути - спинной мозг и ганглии - восходящие
пирамидальные пути - окно и нейро-стек ощущений и снова двигательное окно
и его нейро-стеки, а в некоторых случаях также зрительное и звуковое окна
и их нейро-стеки в процессе быстрого или прямого (длительного) многоэтапного
распознавания образов, умозаключения и принятия решений. Базовая структура
процессорного обеспечения эмоционально-ориентированного суперкомпьютера
будущих поколений, способного выполнить основные функции надсознания, сознания
и подсознания Человека по ОСМИ, представлена на Рис. 2-15.
Как было отмечено выше, первичная эмоционально-ориентированная подсистема
надсознательно-подсознательного ситуационного управления способна обеспечить
продолжение рода и выживание всех представителей живого Мира в самых суровых
условиях. При этом задействованы две базовые подсистемы для принятия решений:
надсознания, работающего с наведенными зрительными образами воспринимаемых
изображений-возбуждений и упакованными следами зрительных образов в виде
настроек-ассоциаций нейросетей, а также подсознания, оперирующего звуковыми,
обонятельными и осязательными наведенными и упакованными в настройках нейро-стеков
образами.
Особое место в умозаключениях и во всем Контуре принятия решений играют
зрительные образы предмета действия, сценариев конкретной ситуации и ожидаемого
результата. Такие зрительные образы должны поддерживаться на нейро-экране
в течение всего времени оперативной обработки речевых и других образов,
которые формируются и передаются по ОШСО. Поэтому очевидна особая роль
зрительного сопровождения в работе всех подсистем Интеллекта Человека надсознания,
сознания и даже подсознания, для чего необходима специальная Общая Шина
зрительных предметных и знаковых образов (ОШЗО), которая очевидно связывает
процессор пространственной обработки изображений (ПРОБИЗО) надсознания
с основными процессорами (нейро-стеками) базовых подсистем головного мозга.
Сознание формируется только тогда, когда Человек овладевает речью, т.е.
специфичными звуковыми сигналами, фрагменты которых (слова) и их различные
конструкции (высказывания) несут определенные условные сообщения, принятые
в некоторой среде общения - обществе и отраженные в его словарях. Такие
конструкции речи (языка общения) по спектру сообщений должны существенно
отличаться от оценок-пониманий надсознания. Сознание Человека-специалиста
способно просканировать все окна нейро-экрана и сформировать мысленный
речевой образ, отмечающий с помощью слов и высказываний специфические особенности
тех или иных проекций образа наблюдаемого объекта, что и обеспечивает выделение
информации и ее возможную последующую регистрацию. Вот почему в некоторых
источниках появилось утверждение, что “первым было слово”. Это справедливо
только для формирования сознания Человека.
Если ребенок Маугли попадет в среду общения лесных животных, то его
генетические способности к самообучению в КПР позволят освоить языки общения
различных животных. Это языки запахов, поз, жестов, звуковых сигналов,
которыми оперирует подсознание. Развитие же сознания как системы использования
формальных знаний, представленных в конструкциях и словарях речевых языков
общения, не произойдет. В тоже время у животных, которые общаются с
Человеком, происходит развитие сознания, поскольку они начинают
понимать многие конструкции речи, а их значения и особенно способ поведения
и принятые решений в зависимости от ситуации уже определены Человеком,
т.е. Животное приобщилось к коллективному сознанию через общение и обучение,
к коллективному подсознанию через воспитание и подражание и даже к коллективному
надсознанию через Веру в Добро и Зло (Рис.2-14).
Многие домашние животные овладевают словарями, которые относятся к этике
поведения и морали. И надо прямо сказать, что некоторые из них, особенно
страдавшие в своей жизни лошади, собаки и кошки, так верят в Бога-Человека
и готовы отдать за него свою жизнь, так страдают из-за несправедливостей
и поэтому особо точно определяют Добро и Зло, что во многих случаях их
сознание и Интеллект оказывается намного выше чем у отдельных особо жестоких
(озверевших) людей! Поэтому избиение или содержание домашних животных
как рабов на цепях, а также воспитание в них жестокости, являются аморальными
во всех отношениях и должны запрещаться законодательно как требование
и признак Цивилизации!
В какой же из двух первичных систем головного мозга в надсознании
или подсознании развивается сознание? Несомненно, основой развития сознания
является подсознание. Именно окно способов действий (артикуляции) и звуковое
окно нейро-экрана, за которые отвечает подсознание, используются для формирования
и вывода речевых звуковых образов, которые отличаются от других звуковых
образов своей сложной фонетической структурой и необходимостью выделения
отдельных слов и фонем при воспроизведении и восприятии речи. Это является
основной проблемой при освоении разговорного иностранного языка.
Главной движущей силой развития сознания Человека в раннем детском
возрасте является общение и восприятие речевых звуковых образов, причем
одновременно вырабатываются умения и навыки фиксации внимания на основных
отличительных признаках образов наблюдаемых объектов. Как мы уже отмечали,
отдельные выделенные слои нейро-экрана головного мозга Человека способны
осуществлять процессорную обработку типа по фрагментного сравнения и распознавания
зрительных (ЗрО), звуковых (ЗвО), осязательных (ОсО) и др. образов на основе
использования следов-настроек нейро-стеков (См.ранее Раздел 2.3). Одним
из первых быстрых процессоров сознания, в последующем полностью переходящим
в ведение подсознания, является процессор БАРДЗО для быстрого анализа речевых
и других звуковых образов. Процессор БАРДЗО формируется в звуковом окне
нейро-экрана и вместе с процессором ВЯЗАРЕЧ в течение нескольких лет является
наиболее активно используемой составляющей сознания “любопытного ребенка”.
Общая архитектура функционального обеспечения процессора БАРДЗО имеет вид,
представленный на Рис. 2-16.
По мере формирования тематических Словарей, фильтра-анализатора фонетической
структуры речи и быстрого разархиватора-компоновщика, связывающих воспринимаемые
речевые звуковые образы (ЗвО-РчО) с другими, в том числе предметными, типами
образов, и в первую очередь с накопленными ранее мысленными речевыми образами
(МрО-СдО) артикуляции-произношения знаков, слогов и слов , зрительными
(ЗрО) и вкусовыми (ВкО) и др. предметными образами, процессор БАРДЗО и
его функции переходят в компетенцию подсознания. Этот переход обуславливается
формированием целого комплекса уже подсознательных навыков и механизмов
узнавания слов и словосочетаний, скорость освоения которых определяется
как генетическими способностями к приобретению знаний (самообучению), переданных
ребенку его прародителями, так и интенсивностью и разнообразием тем общения
ребенка с окружающими.
К основным подсистемам процессора БАРДЗО относятся:
- спектральный анализатор на основе кортиева органа уха, формирующий некоторое множество динамически изменяющихся составляющих fосн(t), fi - fm(t) амплитудного спектра воспринимаемых звуковых сигналов;
- фильтр-анализатор фонетической структуры речи, который обеспечивает выделение звуковых образов частей слова: корня и окончаний и инициирует быстрый поиск и распознавание подобных речевых (фонетических) ЗвО-РчО образов слов в тематических Словарях нейро-стека звукового окна;
- классификатор тем и разделов Словарей понятий, обеспечивающий структуризацию связей настроек-ассоциаций следов речевых образов слов по профессиональным темам, жизненным проблемам и увлечениям;
- тематические Словари следов речевых звуковых образов слов в форме настроек-ассоциаций нейросетей, которые обеспечивают на конечных уровнях нейро-стека звукового окна формирование возбуждений Wi-понятий, связывающих речевые звуковые образы слов со следами других типов образов, прежде всего в нейро-стеке окна способов действия и всех других окон нейро-экрана по всему Контуру принятия решений (ОШСО);
- архиватор-разархиватор и компоновщик (сопроцессор АРКО), связывающий ЗвО-РчО с накопленными в нейро-стеке окна способов действия следами образов СдО и, в первую очередь, МрО-СдО убедительной артикуляции, а также эмоциональных образов ЭмО-СдО и других СдО для подсознательного выбора способов действий и быстрых непосредственных, в том числе эмоциональных или привычных, реакций на звук или слово. Сопроцессор АРКО в том же окне связывает ЗвО-РчО со всеми другими следами образов: зрительных и знаковых образов по ОШЗО, осязательных, обонятельных и вкусовых по ОШСО (См. Рис. 2-12);
- интонационно-гармонический (мелодический) анализатор-систематизатор (сопроцессор ИГАС-ОРФЕЙ) эмоционального или музыкального наполнения воспринимаемых звуков (речи), который на основе сопоставления ЗвО-РчО по всему кольцу ОШСО с выводами интуитивной ритмической логики неформально определяет надсознательно-подсознательные (эмоциональные) оценки - способы действий (ЭмО-СдО): доверия, недоверия, страха, смеха, радости, печали, слез и т.д. в зависимости от звучания речи или музыкальных произведений.
Фильтр-анализатор процессора БАРДЗО только тогда передает сознанию подтверждение
“узнаю смысл слова или звука”, если архиватор-разархиватор и компоновщик
(сопроцессор АРКО) по кольцевой ОШСО (Рис.2-14) в нейро-стеках окна способов
действий или осязательного окна сформирует хотя бы какое-нибудь Wi
ощущение, Zi эмоцию или способ действия,
в том числе мысленный речевой образ МрО-СдО убедительной артикуляции. Часто
как реакция на звук (ЗвО-РчО) сопроцессор АРКО порождает новый звук - рык
или ближайшее подходящее “крепкое” слово, что можно легко заметить в общении
“простых” людей.
Однако этот механизм разархивации и компоновки последовательностей
произносимых звуков в форме МрО-СдО и их воспроизведения в форме внутренней
речи, работает и в процессе нормального речевого общения, мгновенно подыскивая
замену неразборчиво звучащему слову или формируя очередное слово (МрО-СдО)
в соответствии с некоторыми “устойчивыми” словосочетаниями (звукосочетаниями),
которые часто использовались ранее и уже зафиксированы в тематических Словарях
подсознания. Логическая и семантическая обработка воспринимаемой речи производится
процессором СЕМАФОР сознания Человека и при необходимости после нескольких
итераций в КПР принимается решение в соответствии с общей схемой умозаключений
(Рис. 2-13).
Скорость восприятия внешней речи, т.е. чужих мыслей, и адекватность
реакций на них Человека существенно зависят от развития и структуризации
(полноты) тематических Словарей подсознания. Если ребенок занимается изучением
внешнего Мира и формированием некоторого тематического Словаря, т.е. выбирает
или показывает различные предметы или картинки, то для подсознательного
построения классификатора тем и разделов Словаря необходимо многократно
и точно выговаривать и определять предметные и смежные базовые слова и
понятия, интересующей ребенка области (темы) знаний. От начального этапа
сознательного формирования многоуровневого классификатора тем, тематических
Словарей и всей структуры процессора БАРДЗО зависят последующие успехи
ребенка в жизни.
Обычные не речевые звуки и их комбинации для всего живого Мира также
несут в себе информацию о происходящих событиях и о возможном развитии
ситуации. Процессор БАРДЗО и сопроцессор АРКО обеспечивают регистрацию
любых звуков и других ассоциированных с ними ощущений и способов действия,
в том числе следов эмоционального восприятия (ЭмО), обонятельных (ОбО),
осязательных (ОсО) и других образов и следов образов способов действия
(СдО). Характерные ЗвО, в том числе издаваемые другими животными или Человеком,
усваиваются в нейро-стеках подсознания и узнаются (декодируются) процессором
БАРДЗО в сопоставлении с другими типами образов, которые придают ЗвО определенный
смысл в окружающем предметном Мире и обеспечивают возможность выполнения
адекватных действий, механизм реализации которых назван во многих источниках
условным рефлексом.
Научится смеяться или огорчаться при восприятии слов, особенно
иностранных, - это театральное действо или даже искусство!
Возможности природной “социальной и интеллектуальной” адаптации всех
представителей живого Мира, в том числе Человека, в среде общения и внешнем
Мире определяются генетически переданными им и приобретенными способностями
выделять смысл-семантику воспринимаемых звуков, запахов, жестов, поз и
способов действия как символов естественных языков общения, и связывать
их подсознательно с ассоциированными в нейро-стеках следами образов способов
действий, и в частности порождать соответствующие (адекватные) звуки, запахи,
жесты, позы, эмоции и способы действия.
Понимать смысл-семантику воспринимаемых звуков, знаков или слов
- это значит следовать некоторым общественным правилам (формальным, принятым
в коллективах-стаях) порождать соответствующие звуки, знаки, слова и/или
способы действий, которые определяются коллективом ИСТИННЫМИ, только в
том случае, если они обеспечивают всем или большинству (коллективу-стае)
выживание (долголетие), продолжение рода и эволюционное развитие генетических
способностей (процветание). Соответствующие коллективные правила называются
знаниями, причем темпы их накопления или прогресс в определенной степени
зависят от долголетия отдельных индивидуумов рода!
И сразу же мы останавливаемся на важнейшем вопросе: “Что такое смысл-семантика
звука или слова?” Отмечаем энциклопедическое: “смысл это идеальное содержание,
идея, сущность или целостное содержание какого-либо высказывания, не сводимое
к значениям составляющих его частей и элементов, но само определяющее эти
значения.” По отношению к смыслу слова или высказывания это целостное содержание,
определяющее его значение, заметим тоже словами. Исследуя структуру процессора
БАРДЗО и функции подсознания, сознания и надсознания при восприятии речи
легко обнаружить, чем же отличается смысл слова от самого слова.
Индивидуальный смысл-семантика слова, определяемая каждым Человеком,
заключается в тех эмоциях, ощущениях, способах действия и последовательностях
МрО-СдО, которые порождаются в Контуре принятия решений, т.е. по Кольцевой
ОШСО головного мозга (подсознания, сознания и надсознания) Человека в связи
с восприятием речевого или знакового образа слова. Возможности определения
“индивидуально истинного” смысла слова представляются физически в нейро-стеках
подсознания Человека в соответствующих настройках-ассоциациях нейросетей,
связывающих след звукового (ЗвО-РчО) или знакового речевого образа (ЗнО)
слова со следами других образов-проекций: вкусовых (ВкО), осязательных
(ОсО), обонятельных (ОбО), способов действия (СдО-навыков), эмоциональных
(ЭмО-СдО) и зрительных (ЗрО), разархивируемых и компонуемых сопроцессором
АРКО, в том числе через Окно сновидений с помощью процессора для пространственной
обработки изображений (ПРОБИЗО), в некоторый многомерный предметный образ
ранее наблюдаемого или воображаемого объекта.
Такой предметный образ объекта, восстанавливаемый на основе слов,
всегда является нечетким или размытым, поскольку в следах всех проекций
образа сохраняются лишь минимальные элементы наблюдаемого и трудно предсказуемые
элементы воображаемого объекта!
Если слово не порождает каких-либо ассоциаций, то Человек его не понимает.
Так, если процессор БАРДЗО в реальном времени (например, за 0.1 - 0.5 с.)
не выдаст какого-либо смысла, т.е. проекций-ассоциаций из нейро-стеков,
то на лице Человека появляется рассеянно-непонимающее выражение (эмоция),
которое Вы можете увидеть на своем лице, когда с Вами заговорит иностранец
на языке суахили.
Каким бы абстрактным не было слово, Человек свободно владеющий этим
словом связывает с ним некоторые предметные или эмоциональные ассоциации-образы.
Например, слово “интеграл” как нечто накопительное во времени или пространстве
может быть мысленно связано Человеком (ассоциировано) с медленно растущей
горой чего-либо, т.е. воспринимается на основе очень индивидуальных и даже
сугубо личных ассоциаций. Иногда слово хорошо запоминается, связываясь
с совершенно посторонним образом, не отражающим его смысла, но дающим возможность
подсознательно понимающе сопровождать восприятие речи. Например, “интеграл”
может связываться с фигурой или лицом преподавателя математики. Но если
такая ассоциация есть в нейро-стеке, то Человек сразу подсознательно (Рис.2-14)
отвечает себе: “все понял!”, поскольку в его надсознании промелькнул зрительный
образ сгорбленного преподавателя математики, а вовсе не формализованная
модель связанных между собой понятий или абстрактное определение смысла
слова!
В зависимости от типа следов образов, ассоциированных со словом в
нейро-стеках, смысл или живая семантика слова отображается в следующих
четырех формах:
- абстрактной или формальной на основе следов речевых образов слов и соответствующих высказываний;
- пространственной визуально-звуковой на основе следов зрительных и звуковых предметных образов в конкретных ситуациях;
- чувственно-осязательной на основе следов вкусовых, обонятельных, осязательных и/или эмоциональных образов;
- процедуральной на основе следов образов способов действия.
При синхронном сопровождении (восприятии) речи подсознание производит
“узнавание” слов и если они фонетически и орфографически правильно связаны
и для всех слов найдены какие-либо ассоциации-смысл, то процессор БАРДЗО
фиксирует их как понятные и продолжает отслеживать следующие фрагменты
высказываний, выполняя функции по-словно семантического анализатора в указанных
четырех формах представления живой семантики. Семантическое же наполнение
речи, ее логический или алогический смысл воспринимаются сознанием.
Процессор БАРДЗО, а точнее его изначальная родовая подсистема - Интонационно-гармонический
(мелодический) анализатор-систематизатор (сопроцессор ИГАС-ОРФЕЙ), который
и позволил в процессе эволюции выделять все более сложные звуки как отдельные
сигналы-знаки, а затем и слова, используются в речевом общении для выделения
эмоционального наполнения речи, например, угроз, юмора, слез и/или страха
говорящего, что оживляет общение и передает существенно большую информацию
чем слова для большинства представителей всего живого Мира, в том числе
Человека.
Сопроцессор ИГАС-ОРФЕЙ процессора БАРДЗО широко используется подсознанием
для восприятия музыкальных произведений и позволяет дать их эмоциональную
оценку даже Человеку далекому от театра и музыкальной культуры. Поскольку
отдельные звуки-аккорды и фрагменты музыкальных фраз не находят сразу ассоциированных
с ними следов речевых образов в подсознании, то их обработка передается
сознанию, которое в свою очередь, не находя ассоциаций в тематических Сборниках
сознания, например в связи с отсутствием какого-либо музыкального образования
или способностей, обращается к надсознанию с обычными и всемирно известными
вопросами-молниями: “что делать?” и “кто виноват?” (См. далее Рис. 2-17)
и получает в ответ: “зачем?” и “почему?”.
Подсознание получает команду “не речь” и сопроцессор ИГАС-ОРФЕЙ быстро
переключаются на эмоциональное восприятие музыкальных произведений. Надсознание
интуитивно сверяет музыкальные фразы и аккорды и их комбинации в соответствии
с индивидуально присущей Человеку версией интуитивной ритмической логики:
примитивной, простейшей или взвешенной первого или более высоких порядков
(Раздел 1.4) и дает им присущие надсознанию интуитивные оценки: “что-то
не так”, “нормально” и т.д.
Восприятие по ОШСО и всему Кольцу умозаключений и особенно в осязательном
окне Wi-ощущений темпа и ритма музыки с надсознательными
наивысшими интуитивными оценками “очень хорошо” или “прекрасно” стимулирует
процессор ЭМОНАС подсознания к эмоциональному двигательному сопровождению
прослушиваемых музыкальных фрагментов, ассоциированных со следами ЭмО самых
высоких эмоций вплоть до слез, которые в последующем снова возникают на
глазах слушателя при “первых же аккордах” любимого произведения!
Таким образом, у людей без музыкального образования в прослушивании
музыки участвуют в основном первичные системы Интеллекта: подсознание (малоразвитый
сопроцессор ИГАС-ОРФЕЙ процессора БАРДЗО) и надсознание (процессор БАРИЧО),
а в сознании отмечается лишь фамилия исполнителя, например: “Ах, что за
Чудо наша Алла Пугачева!”. Следы же эмоций и слезы восхищения формируются
процессором БАРИЧО надсознания на основе подтвержденной сверхвысокой надсознательной
оценки “Чудо!”, способной изменить Веру Человека и обратить его в другую
религию.
У людей с музыкальным слухом особенно развит соответствующий Интонационно-гармонической
вариатор-анализатор (сопроцессор ИГВА), который входит в состав процессора
СЕМАФОР сознания. Этот сопроцессор работает с собственной внутренней речью,
т.е. способами артикуляции (пения), и вторя прослушиваемому Миру звуков
он обеспечивает выделение малейших нюансов музыкальных звуков и фраз и
обеспечивает достаточно высокую информативность и связность их следов образов
уже в нейро-стеке тематических Сборников - личных пособий сознания. И тогда
появляется сознательная (формализованная) или надсознательная (интуитивная)
логика и оценка воспринимаемых или создаваемых музыкальных произведений
как некоторых комбинаций музыкальных фраз, ассоциированных со зрительными
и др. образами, например, видением красивого пейзажа или “сказок” Венского
леса.
Музыкальное образование позволяет сознательно накопить соответствующий
тематический Сборник музыкальных произведений и правил построения “красивых”
музыкальных фраз, что позволяет уже “формально” корректировать творческий
процесс. В тоже время музыкально одаренные дети на основе особо развитых
высоко связанных подсистем-сопроцессоров ИГАС и ИГВА подсознания и сознания,
в соответствии с приобретенной по наследству версией высокого порядка интуитивной
ритмической логики, могут сами быстро сформировать свой тематический Сборник
(банк знаний и умений), требующий лишь некоторой корректировки и систематизации,
а также свои тематические Словари удачных музыкальных фраз и ассоциаций.
На Рис.2-16 нетрудно проследить возможности подсознательного восприятия
музыкальных произведений и использования ассоциированных с ними других
типов следов образов, что свойственно Человеку с развитым воображением.
(c) redstar
Дата обновления:
Назад || Написать мне || Добавить комментарий || Обсудить на форуме