Материалы || Новости || СИРИУС || Конференция || Голосование || Ресурсы || Гостевая книга || Форум || Обратная связь
Р
ассмотренные метамодели Интеллекта и соответствующая организация его эмоционально и морально-ориентированного процессорного обеспечения для принятия решений предопределяют разные возможности в оценках и выводах, к которым может прийти Человек в той или иной ситуации с той или иной предысторией рождения, жизни и Страданий! При переносе метамоделей Интеллекта конкретного Человека в ЭМОС и формировании
подсистем ИИБП Виртуальной Личности: процессоров СЕМАФОР, БАРИЧО, ЭМОНАС
и БООВОТ необходимо учитывать разнообразие индивидуальных подходов и природных
предпочтений Человека в мысленном выборе предмета исследования, метода
анализа и значимых данных для оценки ситуаций и принятия решений. Известно
предложенное Карлом Юнгом и развитое А. Аугустинавичуте психо-социологическое
разделение людей, и соответственно их интеллектуальных способностей, на
16 типов по четырем взаимоисключающим признакам: экстра или интро мысленных
взглядов на Мир, логики или этики выводов, дедукции или индукции в умозаключениях,
чувственности (сенсорики) или интуиции при мысленном выборе данных для
решения бытовых, общественно-политических, научно-исследовательских и любых
других Проблем, стоящих перед Человеком.
Мы уже отмечали наличие естественных причин, механизмов и процессорных
средств мышления, обуславливающих появление подобных повторяющихся типов
Интеллекта Человека, названных в данной работе атомами-типами Интеллекта,
которые характеризуются определенными методами и средствами (логикой) принятия
решений в достаточно сложной системе ситуационного управления со многими
каналами ориентации и систематизации знаний. Именно такой системой для
принятия решений по сложившейся ситуации и является головной мозг и вся
центральная нервная система Человека. Учитывая изложенное ранее, нетрудно
выделить шесть основных каналов ориентации и систематизации знаний, которые
могут использоваться Человеком при анализе ситуации и принятии решений:
Канал 1 - зрительной пространственной ориентации и систематизации знаний;
Канал 2 - зрительной знаковой ориентации и систематизации знаний;
Канал 3 - звуковой речевой ориентации и систематизации знаний;
Канал 4 - звуковой интонационной и мелодической (музыкальной) ориентации и систематизации знаний;
Канал 5 - вкусовой, обонятельной и осязательной (чувственной) ориентации и систематизации знаний.
В определенный возрастной период, а для всего живого Мира и временной период, из Канала 5 за счет его ресурсов выделяется параллельный приоритетный канал:
Канал 6 - осязательно-эротической (сексуальной) ориентации и систематизации знаний, который в какие-то периоды запускает свои программы эротической ориентации по всем каналам головного мозга и всей нервной системы Человека для удовлетворения постоянно возобновляющегося желания.
Однако в условиях "отложенного секса" и/или высокой производственно-бытовой
загрузки всех ресурсов сознания, надсознания и подсознания Человека пятый
и шестой каналы функционируют как Единый пятый канал ориентации и реализации
"ощутимо-полезных" или эмоционально-рефлексивных решений по жизнеобеспечению
и самосохранению Человека.
Обобщенная структура антропоподобной системы ситуационного управления,
которая может быть реализована на основе ИИБП и будет определять конкретный
атом-тип Интеллекта ЭМОС, представлена на Рис.3-7.
В процессе ОВОС и профессиональной деятельности развиваются и другие
связи этих каналов с сознанием или надсознанием, например, как это показано
на Рис.3-7, связь канала 4 с сознанием Человека, обладающего музыкальным
слухом и образованием, или связь канала 2 с надсознанием Человека, получившего
режиссерское или инженерно - конструкторское образование. Естественно,
что в обыденной практической жизни каждый Человек использует все каналы
восприятия внешнего Мира, но глубоко понимать и уметь ориентироваться в
соответствующей обстановке, т.е. извлечь новое и информативное из опыта,
могут далеко не все.
Смотреть - это еще не значит видеть! Слушать - это еще не значит
слышать, и тем более ориентироваться в пространственных построениях
или политических заявлениях.
Разные люди преимущественно используют только отдельные каналы ориентации
и систематизации знаний, присущие их Интеллекту, и, таким образом, используют
различные механизмы мышления в различных контурах ситуационного управления
и принятия решений (адаптации) для "достойного" сосуществования в локальной,
корпоративной и других сферах своего микро-мира. В разделе 2.6 были выделены
четыре базовых атома-типа Интеллекта: Логиков, Интуитов, Сенсориков и Этиков
на основе анализа различий в архитектуре процессоров СЕМАФОР, БАРИЧО и
ПРОБИЗО, и соответственно в средствах формально-логического и неформально-интуитивного
обоснования решений.
Интуиты в первую очередь используют наглядно-образное мышление и пространственные
построения, т.е. каналы 1 и 2 в контуре А и соответственно процессоры ПРОБИЗО
и БАРИЧО надсознания, а также Окно предвидения сознания для оценки ситуации
и принятия неформальных или волевых решений. Для обоснования решений "сознательные"
Интуиты пользуются также, но во вторую очередь, каналами 2 и 3 в контуре
B сознания либо для систематизации и логического вывода (интуитивно-логический
атом-тип Интеллекта Интуита), либо только каналом 3 в том же контуре для
этического обоснования и речевого вывода решений (интуитивно-этический
атом-тип Интеллекта Интуита), обеспечивающих координацию действий в коллективе.
Сенсорики преимущественно и в первую очередь используют предметное
(наглядно-действенное) мышление и канал 1 с ориентацией и систематизацией
по каналам 4 и 5 в контуре C на основе процессоров подсознания ЭМОНАС и
БООВОТ, обеспечивающих навыки реализации быстрых "ощутимо-полезных" или
эмоциональных решений, и только во вторую очередь "сознательные" Сенсорики
по каналу 3 используют контур B для речевого логического (сенсорно-логический
атом-тип Интеллекта Сенсорика) или этического формального обоснования решений
(сенсорно-этический атом-тип Интеллекта Сенсорика).
Логики, обладая развитым интерпретатором-монитором и знаковым сопроцессором-систематизатором
сознания, используют словесно-логическое мышление, в первую очередь пытаясь
сориентироваться в формальной системе знаний и поддержать принятие решений
по каналам 2 и 3 в контуре B путем формального (логического) обоснования
и речевого, в том числе письменного, взаимодействия с коллективом. Монологи
Логиков в виде размышления вслух или про себя (процессоры СЕМАФОР и ВЯЗАРЕЧ)
никогда не закончатся, если во вторую очередь не включатся либо по каналу
1 и контуру A интуиция и соответствующая Воля (логико-интуитивный атом-тип
Интеллекта Логика), либо по каналам 4 и 5 в контуре C механизмы эмоционально-привычной
реализации решений (логико-сенсорный атом-тип Интеллекта Логика).
Этики, не имея знакового сопроцессора-систематизатора АЗАС, используют
словесно-этическое мышление, т.е. особое внимание в первую очередь уделяют
речевому взаимодействию по каналу 2 и контуру B сознания посредством процессоров
СЕМАФОР, ВЯЗАРЕЧ и БАРДЗО для выработки этического коллективного решения,
сглаживанию "углов" в личных и коллективных взаимоотношениях. Прекращение
диалога, принятие и реализация "собственных" решений требует от Этиков
определенных последующих усилий либо по каналу 1 и контуру A с преимущественным
использованием интуиции и Воли (этико-интуитивный атом-тип Интеллекта Этика),
либо по каналам 4 и 5 в контуре С на основе звуковой интонационной (мелодической)
ориентации и/или развитых навыков практической деятельности (этико-сенсорный
атом-тип Интеллекта Этика).
По многим причинам некоторые люди обладают малоразвитым наивным Интеллектом,
а решения принимают по первичному наитию (контуры A, C и реже В) "прямолинейно"
без систематизации и дополнительного вторичного согласования или проявления
Воли. Наивные Интуиты бесконечно фантазируют, активно используя канал 1
зрительной пространственной ориентации без каких-либо способностей к реализации
решений. Наивные Сенсорики, пользуясь только каналами 4 и 5 ориентации
в ощущениях и интонациях и контуром С принятия решений, привычно выполняют
большие объемы общественно "бесполезной" работы, не систематизируя и не
уточняя ее цели с коллективом. Наивные Логики, обладая "уважающим себя"
Интеллектом в целом, наивно используют ориентацию только по каналам 2 и
3 и пытаются приписать особый смысл различным значкам, словам и буквам,
а наивные Этики по каналу 3 без какой-либо систематизации в контуре В теряют
все свое время в бесконечных и пустых разговорах ни о чем.
В счастливых флуктуациях генов иногда рождаются на Земле и выдающиеся
атомы-типы Интеллекта Гениев, которые обладают всеми способностями, а со
временем и возможностями, ориентации и систематизации знаний по всем каналам
принятия решений в природном ситуационном управлении, иногда правда забывая
о столь же важном пятом канале и собственном жизнеобеспечении! Они одновременно
являются и Интуитами, и Логиками, и Этиками, и Сенсориками, но в зависимости
от обстоятельств профессионально используют лишь часть своих способностей,
например, как интуитивно-логический или логико-сенсорный атом-тип Интеллекта
по характеру и способу выполнения работ. В быту такой Интеллект может быть
и Сенсориком, с удовольствием вырезающим по дереву, и Этиком, сочиняющим
романы.
Для эмоционально и морально-ориентированных суперкомпьютеров анализ,
перенос и инсталяция процессорного обеспечения ИИБП определенного атома-типа
Виртуальной Личности будет иметь важное значение. Поэтому обратимся более
подробно к анализу системных психоаналитических предпочтений в оценках
ситуаций и принятии решений основными атомами-типами развитого Интеллекта
образованного Человека.
В первую очередь, как было отмечено в разделе 2.1, люди разделяются
по уровню "возбужденности" атомов-типов Интеллекта на экстравертов и интровертов,
что предопределяет также мысленный выбор предмета наблюдения и забот.
В поле зрения и забот "возбужденного" Интеллекта Человека-экстраверта
в его попытках мысленного анализа и преобразования ситуации с последующим
формальным обоснованием решений преимущественно находятся внешние взаимоотношения
исследуемых объектов, знаков, явлений или процессов, их форма и экстерьер,
а его "быстрая" мыслительная деятельность направлена на реорганизацию этих
внешних форм и отношений. Экстраверты склонны подчиняться требованиям общества,
прислушиваться к чужому мнению, ценить конкретные внешние результаты: связи,
вещи, деньги. Внешняя форма играет для них особое значение, а внутренние
отношения и зависимости вторичны, их можно интерпретировать как угодно
в пользу существующего общественного устройства.
Основное внимание "спокойного" Интеллекта Человека-интроверта, в его
попытках мысленного анализа ситуации и самоанализа, уделяется внутреннему
Миру или интерьеру исследуемых предметов, объектов, знаковых структур или
процессов, их сущности в форме причинно-следственных связей, а его активная
деятельность направлена на усовершенствование внутренних отношений в окружающем
Мире, на самоорганизацию своих чувств и переживаний. Интроверты склонны
придерживаться своих мнений и представлений, а не требований общества,
придают особое значение внутреннему Миру объектов и явлений, который по
мнению интровертов придает устойчивость и внешнему Миру, а формой внешних
отношений объектов можно пренебречь или, в крайнем случае, их можно менять,
если они не соответствуют личным представлениям.
Важным признаком классификации типов интеллектуальных способностей
является личностный выбор метода логического вывода в процессе анализа
ситуации и принятия решений. Как было отмечено (Рис.3-6), очевидным образом
выделяются: строгий логический и коллективно-согласованный этический методы
"логического" или "этического" мысленного вывода на основе некоторых общих
положений или правил поведения, исходя из обозримого множества фактов.
Логики хорошо ориентируются в установленных закономерностях окружающего
Мира, отделяют главное от второстепенного, предпочитают действовать логически,
разумно, по-деловому (См. интерпретатор-монитор и сопроцессор-систематизатор
процессора СЕМАФОР). Они не признают эмоциональных проявлений и не говорят
о чувствах.
Этики эмоционально реагируют на окружающий Мир, ориентируются в общих
настроениях и взаимоотношениях людей, проявляют тактичность, но в деловых
отношениях и решениях, пытаясь сопоставить общее и частное, утопают в мелких
деталях, не отделяют второстепенные вопросы от первоочередных и, как показано
в разделе 2.6, не могут принимать самостоятельные логически последовательные
решения (См. отсутствие окна предвидения и сопроцессора-систематизатора
в составе процессора СЕМАФОР).
Логики и Этики обладают разными мысленными способностями атомов-типов
Интеллекта и поэтому дополняют друг друга при выполнении коллективных заданий,
поскольку первые используют строгий и точный логический метод обоснования
решений, а вторые владеют "этическим" методом сплочения коллектива и обеспечения
реализации решений. Однако, как будет показано в следующих разделах, для
понимания и успешного общения Логикам и Этикам необходимы посредники.
Интуиты и Сенсорики различаются интеллектуальными предпочтениями в
мысленном использовании определенных типов данных: "интуитивно-предвиденных"
или "ощутимо-полезных" для анализа ситуации и принятия решений.
Сенсорики мыслят предметно и предпочитают анализировать реальные факты:
непосредственные ощущения, данные измерений и текущие (сиеминутные) потребности,
отражающие чувственное сенсорное восприятие окружающего Мира (См. процессоры
БООВОТ и ЭМОНАС подсознания). Для Сенсориков всегда все конкретно и ясно,
все в особом порядке и чистоте. Они живут в настоящем времени.
Интуиты мыслят образно и часто используют наблюдаемые переносимые
(абстрактные) данные, как результаты исследований на подходящих, в том
числе мысленных, моделях-аналогах. Они оторваны от конкретной реальности
и устремлены в предвидения и будущее (См. процессор БАРИЧО надсознания
и Окно предвидения Сознания). Интуиты не всегда уверены в принимаемых решениях,
рассеяны, не замечают беспорядка. Основное предназначение Интуитов продуцирование
новых гипотез, идей и предвидений. Они вносят значительный вклад в развитие
фундаментальных наук, а в творчестве интуиция рассматривается как определяющая
компонента Интеллекта.
Интуиты и Сенсорики существенно различаются по результатам своих умозаключений
и деятельности и поэтому для их успешного общения и понимания требуются
посредники (См. далее разделы 3.6 и 3.7), хотя они также дополняют друг
друга при выполнении коллективных заданий, поскольку Интуиты генерируют
и высказывают идеи, но плохо работают руками, а Сенсорики умеют и любят
работать, но им необходимо определить и показать перспективные участки
общественно-полезной работы.
Образованный Человек мысленно способен не только анализировать факты,
но и обосновывать решения, пользуясь средствами логического или "этического"
вывода. В зависимости от того, что первично анализируется и используется
в умозаключениях Человека: установленные правила и законы или обозримое
множество ситуаций и фактов по соответствующим контурам A, B или C принятия
решений в ситуационном управлении (Рис. 3-7), развитый Интеллект реализует
либо дедуктивный метод умозаключений от общего к частным определениям,
либо индуктивный метод от анализа фактов к обобщающим заключениям.
Программное (процессорное) обеспечение развитого Интеллекта Человека
уже использует определенные приемы как для получения и анализа фактов,
так и для формального обоснования решений в соответствии с общей схемой
дедуктивного или индуктивного вывода. Таким образом, различные комбинации
мысленных приемов и предпочтений в использовании фактов и установленных
закономерностей в процессе принятия решений позволяют выделить восемь атомов-типов
развитого Интеллекта Человека:
1 группа: преимущественно на основе индуктивного метода мышления:
интуитивно-логический атом-тип (предвидения – факты - логика);
интуитивно-этический атом-тип (предвидения – факты - этика);
сенсорно-логический атом-тип (практика – факты - логика);
сенсорно-этический атом-тип (практика – факты - этика).
2 группа: преимущественно на основе дедуктивного метода мышления:
логико-интуитивный атом-тип (логика – предвидения - факты);
логико-сенсорный атом-тип (логика – практика - факты);
этико-интуитивный атом-тип (этика – предвидения - факты);
этико-сенсорный атом-тип (этика – практика - факты).
1. Если в быту, на производстве и в общении с друзьями Вы преимущественно:
- не оставляете дело без завершения;
- реагируете на несоответствия во внешнем Мире вплоть до активного
противодействия;
- легко заводите знакомства и при необходимости решительно выясняете
отношения;
- не бываете рассеянным и не можете сидеть без дела;
- часто выбираетесь друзьями в качестве тамады;
- особо следите за своим внешним видом и внешним видом других;
то смело относите себя к Экстравертам (не Интровертам) по предпочтениям и приемам взаимодействия с внешним Миром!
2. Если в быту, на производстве и в общении с друзьями Вы преимущественно:
- спокойны и не беретесь за дело без основательной (иногда длительной)
подготовки;
- не стараетесь заводить "быстрые" знакомства;
- бываете рассеянными и не можете быстро принять решение;
- не любите "лидировать" в компаниях;
- нуждаетесь в особой спокойной обстановке для того, чтобы продумать
"детали" дел;
- не обращаете особого внимания на свой внешний вид;
то смело относите себя к Интровертам (не Экстравертам) по предпочтениям и приемам взаимодействия с внешним Миром!
3. Если в процессе учебы в школе и институте Вы преимущественно легко ориентировались и достигали наиболее высоких результатов в:
- геометрии, решении задач на построения и пространственное видение
по сравнению с другими задачами;
- оценках и характеристиках особо сложных психологических коллизий
в личных переживаниях героев романов;
- не любили долгие и тщательные измерения: "семь раз отмерь, один отрежь"
не Ваше правило;
- не отличались высокими результатами в игровых видах спорта;
- не умеете сделать своими руками быстро, красиво и качественно;
- ясно представляете себе, что будет завтра или даже через несколько
месяцев, например, во время каникул или отпуска, причем Ваши предвидения-планы
преимущественно сбываются;
то смело относите себя к Интуитам (не Сенсорикам) по первичному (особо высокие результаты) или вторичному предпочтениям использования в умозаключениях предвидений и предсказанных фактов.
4. Если в процессе учебы в школе и институте Вы преимущественно легко ориентировались и достигали наиболее высоких результатов в:
- правописании и языках, обладали красивым почерком;
- практических занятиях по ботанике и зоологии, по труду и домоводству;
- подвижных спортивных играх и Вас ценили в командах;
- не любили сложные запутанные задачи по геометрии;
- редко задумываетесь о том, что будет завтра или послезавтра;
- умеете все сделать для себя и семьи своими руками;
то смело относите себя к Сенсорикам (не Интуитам) по первичному (особо высокие результаты) или вторичному предпочтениям использования в умозаключениях реального дела и фактов.
5. Если в процессе учебы в школе и институте Вы преимущественно легко ориентировались и достигали наиболее высоких результатов в:
- арифметике и алгебре, решении комбинаторных задач по сравнению с другими
задачами;
- умении быстро считать в уме и обосновывать решения;
- умении планировать и строго соблюдать планы действий;
- умении отличить необходимое от второстепенного;
- не поддаетесь эмоциям в принятии решений;
- не чувствуете особой потребности в советах;
- особо цените деловитость и практицизм;
то смело относите себя к Логикам (не Этикам) по первичному (особо высокие результаты) или вторичному предпочтениям использования в умозаключениях логических выводов в соответствии с установленными правилами.
6. Если в процессе учебы в школе и институте Вы преимущественно легко ориентировались и достигали наиболее высоких результатов в:
- литературе и истории, формировании и обосновании личных характеристик
литературных героев и исторических личностей;
- умении "видеть и воспроизводить" чувства других;
- не любите или не умеете быстро считать в уме;
- не строите долговременных планов;
- чувствуете особую потребность в общении и советах;
- не любите копаться в цифрах и бумагах;
- особо цените тонкость чувств и эстетику отношений;
то смело относите себя к Этикам (не Логикам) по первичному (особо высокие результаты) или вторичному предпочтениям использования в умозаключениях этических правил и личных отношений.
Для тестирования по определению атомов-типов Интеллекта целесообразно
использовать результаты, достигаемые Человеком в процессе учебы или в бытовом
окружении потому, что на работе все стараются добросовестно выполнять все
возложенные на них задания и обязанности, хотя для одних они естественны
и даются легко, а другие длительное время осваивают умения и навыки выполнения
и решения поставленных задач.
Знание атомов-типов Интеллекта обязательно для педагогических работников
школ и институтов. Каждый выпускник, окончивший школу, должен точно знать
свой "потенциальный" личностный атом-тип приемов и предпочтений при анализе
ситуаций и принятии решений, что поможет ему не только правильно выбрать
профессию и род работ, которые в практической жизни рано или поздно приводятся
в соответствие с атомом-типом Интеллекта. Важнейшим следствием знания атома-типа
Интеллекта является возможность выбрать "согласованного" партнера для семейной
жизни, где преимущественно царит хаос отношений и соответствующие последствия.
Многие молодые люди, ориентируясь на достаток или физические данные, часто
проходят мимо той или того, с кем "почему-то все ясно, понятно и спокойно".
Выбору "понимающего" партнера и понятию Счастья посвящены специальные разделы
Книги 2. "Слово о Счастье".
Нельзя давать отрицательные или положительные оценки атомам-типам
Интеллекта и соответствующим приемам и подходам Человека к принятию и обоснованию
решений. Если в умозаключениях присутствует логика или они сразу же завершаются
"ощутимо-полезными" результатами, то такие решения и подходы называются
рациональными. Если же обоснования базируются на предвидениях, эмоциях
или этике, то такие умозаключения и решения называются иррациональными.
Они все имеют право на жизнь.
Знания атомов-типов Интеллекта позволяют правильно распределить соответствующие
виды работ и найти достойное место каждого Человека в коллективе и обществе.
Ориентируясь на опытно-конструкторское бюро (ОКБ) любого профиля, которое
в короткие сроки выполняет сложные наукоемкие работы, отдадим предпочтение
следующему распределению обязанностей в ОКБ с учетом различных атомов-типов
Интеллекта:
интуитивно-логический атом-тип ---> конструктор проекта;
интуитивно-этический атом-тип ----> конструктор отношений в проекте
(Организатор);
логико-интуитивный атом-тип ------> аналитик проекта;
логико-сенсорный атом-тип --------> аналитик - расчетчик проекта (Бухгалтер);
сенсорно-логический атом-тип -----> инструментальщик проекта;
сенсорно-этический атом-тип ------> инструментальщик отношений в проекте
(Секретарь);
этико-интуитивный атом-тип -------> организатор - администратор проекта;
этико-сенсорный атом-тип --------> организатор секретарей проекта.
Не все типы атомов-типов Интеллекта необходимы в разработке проекта, но
проверенным и преданным идее проекта специалистам необходимо поручить такие
обязанности и род работ, которые позволят наилучшим образом использовать
свойства их Интеллекта и специфику мысленных приемов и предпочтений в принятия
решений.
Что касается Экстравертов и Интровертов, то они, несмотря на очевидные
предметно-методологические различия, находятся в особых отношениях дополняемости,
которые не требуют посредников. Экстраверты в соответствии со своей энергией
и присущими им "пробивными" способностями согласования и принятия решений,
являются "пилотами или моторами" действий, но они нуждаются в методическом
и сущностном обосновании идей проекта для исключения тактических или даже
стратегических ошибок. Эту помощь наиболее эффективно могут оказать Интроверты
без посягательства на роль ведущих. Интроверты чаще выступают в роли "штурманов
или рулей" совместных действий.
(c) redstar
Дата обновления:
Назад || Написать мне || Добавить комментарий || Обсудить на форуме