Материалы || Новости || СИРИУС || Конференция || Голосование || Ресурсы || Гостевая книга || Форум || Обратная связь

 

1.2. Эмоции и интуитивный рационализм Интеллекта.

         Несмотря на неосознанный  (бессознательный)  характер принятия Человеком многих решений их результаты оказываются достаточно полезными и  даже логичными.  Существуют некоторые внутренние интуитивные оценки целесообразности выполнения тех или иных  действий.  Очевидна определенная логика интуитивного рационализма Интеллекта как в решениях Человека, так и многих других представителей всего живого мира. Интеллект прежде всего  само сохраняется,  затем  удовлетворяет  свои потребности в еде,  питье,  тепле и отдыхе, а затем решает вопросы о досуге и удовольствиях, связанных в основном с любовными проблемами. На  разных  этапах становления Личности и в разных ситуациях решения этих проблемных задач и  достижение  соответствующих  Целей  меняются приоритетами.
         Попытаемся определить суть интуитивного рационализма Интеллекта Человека  и  семантику используемых им интуитивных логических правил для принятия решений.  Воспользуемся базовым методом метапсихоанализа,  который  заключается  в  выделении отдельных мысленных фаз (МФ) принятия решений Человеком,  каждая из  которых  отмечает  некоторый этап преодоления страха и использования побуждающего мотива.  Иногда МФ сопровождаются мысленными комментариями,  которые приводятся  для себя по завершению соответствующего этапа принятия решений.
         В обобщенной метамодели  интуитивного  рационализма  Интеллекта выделим три  основные типа бессознательно учитываемых и используемых факторов:

         Метод метапсихоанализа  рассматривает  интуитивный  рационализм Интеллекта как  способность  к  интуитивно-логическому обоснованию и оценке целесообразности принятия тех или иных решений, оказывающихся во многих случаях вполне полезными и своевременными.  Следовательно существуют некоторые,  не воспринимаемые сознанием, интуитивно-логические  правила  и соответствующая интуитивная логика принятия решений,  формализация которых и обеспечит моделирование в ЭМОС прославленной  интуиции  Человека.  О  побуждающих  надсознательных мотивах высокой любви и сдерживающих установках,  определяемых моралью и Верой Человека,  уже было сказано в разделе 1.1.  Эти душевные или моральные установки свойственны Человеку, различающему Добро и Зло.
         При исследовании интуиции необходимо выделить те бессознательные интуитивные логические правила,  которые в первую очередь побуждают Человека к активным действиям, а во вторую - предопределяют его быстрые реакции и интуитивно "правильные" действия в самых различных ситуациях.  Используя системный подход, выделим два типа интуитивных логических выводов и соответствующих правил:

         Среди побуждающих мотивов Интеллекта Человека к принятию  решений  значительное место занимают мотивы удовлетворения насущных потребностей на основе ощущений: голода, жажды, холода, усталости. Это ведущие, рациональные и постоянно возобновляющиеся (побуждающие) мотивы всего живого мира в удовлетворении базовых потребностей в питании, питье, тепле и сне, являющихся основой жизнеобеспечения. Не менее важными и приоритетными для Человека и всего живого мира являются интуитивные побуждающие мотивы и реализационные правила получения удовольствий, среди которых выделяются мотивы любви и страсти, периодически решающие природой заданную приоритетную  задачу  порождения себе подобных.
         Поскольку мотивы жизнеобеспечения и продолжения рода несомненно рациональны, выделим соответствующие семантические области использования интуитивных логических выводов. Это:  интуитивная логика удовлетворения потребностей  и  интуитивная логика получения удовольствий,  в каждой из которых имеются соответствующие типы и версии правил побудительной и реализационной логики.
         Не трудно заметить,  что в индивидуальных интуитивных выводах и решениях,  к которым приходят отдельные представители живого мира, в том числе Человек,  имеются значительные отличия.  Дело в том, что в связи с разными условиями жизни и  разными  генетически  переданными способностями к самообучению люди пользуются различными версиями побудительных и реализационных правил соответствующей интуитивной логики удовлетворения потребностей и/или получения удовольствий,  к которым относятся:  примитивные, простейшие и взвешенные версии правил логического вывода.
         Подробный анализ интуиции и различных версий побудительных и реализационных правил интуитивной логики Человека будет  выполнен  в следующем разделе 1.3.  Общая метамодель использования побудительных и реализационных правил  интуитивной  логики для принятия решений Человеком представлена на Рис.1-7.
 

 

           Интуитивные выводы  в каждой МФ принятия решения сопровождаются мысленными эмоциональными комментариями, которые читатель может проверить сам. Циклы и фазы интуитивного принятия решений могут повторяться многократно в зависимости от "решительности" или "нерешительности" Человека.  Накопленный опыт интуитивного принятия решений отражается в навыках реализации определенных действий, которые и являются верным способом преодоления страхов.
         Среди сдерживающих факторов и эмоций, особо учитываемых во всем процессе интуитивного надсознательного принятия  решений  Человеком, выделяются страхи, порождаемые уже подсознанием на основе внутреннего базового природного чувства самосохранения.  Страх является ведущей эмоциональной мотивацией как сдерживания, так и быстрых действий Человека в особых нештатных  ситуациях  на  основе  подсознательного чувства  тревоги  и  соответствующих  сознательно или подсознательно воспринимаемых опасностей его быту и самому существованию Человека.

    Страх по степени воздействия на принимаемые решения можно сравнить лишь с другой эмоциональной  мотивацией - страстью-сексом, обеспечивающим  продолжение  рода  Человека.  Страсть-секс является высшей подсознательной мотивацией к действию и получению удовольствия, которое обеспечивает развитие и сохранение базовых сознательного и надсознательного мотивов к жизни: продолжению рода и высокой Любви к своему Идеалу.
         Как будет показано ниже, в принципе, природа эмоционально-чувственных и интуитивно-логических решений различна, поскольку они принимаются разными подсистемами Ин-теллекта (См.  Глава 3). Но в интуитивно принимаемых решениях также обязательно учитываются и сдерживающие (побуждающие) эмоции, в частности страхи. Несомненно, что страхи Человека могут усиливаться в зависимости от степени угроз его существованию.  Выделим четыре ступени страха,  которые в определенной мере соответствуют четырем ступеням Зла, проявляемого Человеком по отношению к Человеку,  и искренне пожелаем читателю никогда не появляться на последних ступенях страха!
         Поскольку Интеллект в соответствии  с  побудительными  мотивами и любовью обретает надежды и,  соответственно, строит свои планы, то угрозы нарушения  личных  планов  и порождают первую ступень страха, как это показано на Рис. 1-8.
        Более страшной,  чем материальные или физические страдания, является потеря того общественного положения,  которое уже приобретено Человеком и составляет его окружение.  Вторую ступень страха составляет страх потери друзей и работы,  который постоянно переживает Человек в "свободном" мире.  Угроза благополучию ближайшего микро-мира Человека - это уже выход на третью ступень страха,  ибо потеря близких и своего дома, потеря свободы, резкое изменение всего быта и образа жизни всегда оказываются мучительными и  трудно  воспринимаемые сознанием, подсознанием и надсознанием Человека.  Это вызывает глубокое изменение всей организации Интеллекта Человека,  отказ от  многих  ранее твердо признававшихся ценностей.
        Естественно, что высшая (четвертая) ступень страха  порождается неотвратимой угрозой самому существованию Человека и бессилием перед Смертью!  Приговор и высылка на каторгу,  бросок из окопа в атаку - эти  и другие моменты отражают пребывание Человека на четвертой ступени страха.  Апофеозом страха бессилия или «черного страха» является состояние приговоренного к Смерти и стоящего на эшафоте, когда "черная волна мерзкого удушающего страха поднимается из глубины тела Человека,  затемняет его сознание, сдавливает горло и сжимает сердце".  Эмоционально он умирает от страха.
        При метапсихоанализе эмоций и интуитивного рационализма Человека вне поля зрения остался такой важный надсознательный  побудительный мотив принятия решений и действий, как защита Добра. Может показаться,  что это только сознательный моральный мотив,  воспринятый с Верой и  побуждающий  Интеллект  бороться со Злом.  Но на самом деле борьба со Злом совершенно не обязательно  означает  защиту  Добра.

 

         В живом  мире и мире Человека борьба со "Злом" может закончится победой еще большего Зла.  Борьба между собой мафиозных  кланов  или партийных  группировок вовсе не означают стремления к справедливости или Добру для других. В то же время защита Добра чаще лишь декларируется общественными организациями и моралью для поддержки Человека-Овцы, который любит и умеет работать, но в связи с семейными, материальными или образовательными (умственными) проблемами всегда является беззащитной мишенью и "пищей" для Человека-Волка.
        К счастью для Человечества и всего живого мира,  среди эмоций и интуитивных побуждающих мотивов некоторых представителей живого мира,  в том числе Человека, очень  высокое место занимает интуитивное Сострадание , действительно недоразвитое у многих людей. Природа его очевидна.
         Сострадание - это исконная интуитивная потребность и  побуждающий мотив Чело-века и других представителей живого мира заботиться о своем потомстве,  который  интуитивно переносится на всех немощных и обездоленных в соответствии с надсознательно воспринятой высокой Верой и Любовью к своим Идеалам, свойственных лишь духовно-ориентированной личности. Как в живой природе,  так и среди людей все чаще встречаются так называемые "кукушки",  напрочь подавившие в себе сострадание - этот важнейший побудительный мотив к действию, поскольку он, во-первых, относится не к ним самим, а всегда переносится на других,  и,  во-вторых, не соответствует их интуитивной логики личной Свободы,  выводы которой формируются путем анализа  ощущений  удовольствия или неудовольствия от общения с детьми, немощными или обездоленными.
         На пути познания в становлении древних и новых вероучений  этот великий интуитивный побуждающий мотив-Сострадание стал основой отречения от всех благ мудрейшего из Пророков Готами Будды,  самопожертвования Иисуса Христа и прихода в метапсихологический мир исламского вероучения Магомета. Вся жизнь Человека определяется Страданиями или пульсациями "драхм" в соответствии с интуитивной ритмической логикой Готами Будды, а также освобождением от Страдания как сосредоточением в познании самого себя и Смертью!

         Всех Пророков на путь познания Истины и вероучения вывело Сострадание,  которое интуитивно и  логически  является  инверсией  страха, как это показано на Рис. 1-9.

         Четыре ступени  Сострадания позволяют Человеку преодолеть соответствующие ступени Страха.  Тот, кто идет по лестнице Сострадания- это несомненно духовно - ориентированная личность, которая является "носителем света" или "маяком". Подобные жизненные подвиги являются убедительными примерами интуитивно-логической Веры в доброе и светлое будущее в темном эмоционально-чувственном мире Зла и страхов Человека. Последователи Иисуса Христа, миссионеры, сестры милосердия, защитники Сталинграда, пожарники Чернобыля и многие другие, совершающие подвиг, всегда интуитивно и сознательно преодолевают страх на основе глубокого Сострадания к другим, проявляя спонтанную или стойкую  (вероугодную) готовность пойти на любые жертвы ради высокой Любви к своим Идеалам и взойти на все четыре ступени Сострадания.
         Тот, кто пережил эмоционально глубокие страдания,  связанные со страхом 4-ой ступени за себя и свой  Идеал,  когда  "острая  щемящая боль в груди и горячая  волна крови обдает сердце", тот интуитивно и логически понимает,  что такое истинное горе и на всю оставшуюся жизнь получает такую "энергию",  что сможет уверенно посвятить себя пребыванию на 3-ей или 4-ой ступенях Сострадания!

        Взвешенные версии интуитивной  логики Человека используют определенные правила и  меры для оценки "справедливости" своих и чужих притязаний в общественных  (локальном,  корпоративном,  региональном и/или глобальном) микро-мирах.  Привитие "разумных" интуитивных мер индивидуальных притязаний Человека в соответствующих микро-мирах обеспечивается общением,  воспитанием,  обучением и самообучением  и  является основной целью постулатов всех вероучений, просвещения и культуры.

         Однако Интеллект  личности, особенно в зрелой творческой фазе мудреца, уже сам оперирует не просто правилами взвешенной версии интуитивной логики первого порядка, а "берет производные все более высоких порядков"  правил побудительной и реализационной ло-гики, находя меры, обеспечивающие гармонию "Душ" и "взаимопонимание" в бытовых, производственных, дружеских, любовных и других отношениях.

        Примитивные версии интуитивной логики, побуждающей к бездействию, свойственны всему живому миру и отдельным людям, по разным причинам находящихся в нищете и без крыши над головой. Это, например, логика удовлетворения потребностей без какого-либо выбора и  условий, питание и  сон без соблюдения санитарных и других норм и многое дру-гое. Тоже относится и к примитивным версиям интуитивной логики получения удовольствия, например секс в тех же условиях.
         Простейшие версии  побудительных и реализационных правил интуитивной логики свойственны Интеллекту  молодых людей.  Это  максималистская  логика будь-то в удовлетворении потребностей или получении удовольствий.  Однако  неограниченные  притязания одних молодых людей во дворах или учебных заведениях очень скоро наталкиваются на  такие же  притязания  других,  что естественно приводит некоторых из них к поражениям и Страданиям.   По мере становления Интеллекта молодой Человек уже овладевает взвешенными версиями надсознательной  интуитивной логики.
         Чем больше неудач и страданий выпадет на долю Человека, тем более взвешенные побудительные и  реализационные  правила  интуитивной логики он  осваивает,  если  конечно  останется живым и будет на это способен.  Чем легче все дается (нет проблем), тем примитивнее остается интуитивная логика принятия решений.  Страдания побуждают переключатся от одной версии интуитивной логики к другой и, таким образом, являются "приводом коробки передач" Интеллекта.  Это основной механизм самообучения,  обеспечивающий постепенное развитие - эволюцию в живой природе.
         Поскольку многие интуитивно  принятые  решения  оказываются  не просто удачными,  а  даже "мудрыми",  то при этом Человек несомненно использует некоторые  рациональные  (взвешенные) версии правил соответствующей побудительной и/или реализационной логики  интуитивного рационализма, которые представлены в Таблице 1.

Таблица 1
 
Семантика
логических выводов
 
Интуитивная  логика,  побуждающая
к действию
Интуитивная  логика  реализации действия
Удовлетворение 
 потребностей
Логика получения максимальной выгоды-достатка (на основе анализа ощущения   удовлетворения  или неудовлетворения)
Логика  кратчайшего пути  к 
выгоде-достатку  (к ощущению удовлетворения  потребностей)
 
Получение 
удовольствий
Логика личной свободы (на основе анализа ощущения  удовольствия  или   неудовольствия от общения  и/ или пребывания  рядом)
Ритмическая логика (логика   ритма  и  цикла  в  ощущениях   удовольствия  и   как  высшего   проявления - оргазма)

        Правила выводов любой интуитивной логики  имеет  три версии:  примитивную, простейшую и взвешенную,  причем взвешенные версии имеют модификации первого, второго и более высоких порядков ( см. далее Раздел 1.3). Примитивная реализационная интуитивная логика кратчайшего  пути свойственна всему живому миру и очень "ленивому" Человеку. Это логика неподвижности.  Собственно определение "лени" Человека - это отражение  частого использования примитивной интуитивной логики кратчайшего пути:
            "Зачем вставать,  суетиться,  а потом снова ложиться?  Лучше вообще не вставать!"
Простейшая интуитивная  логика  кратчайшего  пути  - это логика прямолинейного движения к поставленным  целям.  Свойственна  молодым людям и примитивным государственным чиновникам и политикам.
         Взвешенная интуитивная логика кратчайшего пути означает динамическое определение промежуточных целей (точек) движения к поставленной исходной цели (точке). По мере приближения к общей цели промежуточные цели   продвигаются  вперед,  что,  естественно,  приводит  к "экспоненциальному" движению,  которое порождает и другие движения к целям: спиральное,  "в обход с флангов" и др. взвешенные пути второго,  третьего и более высоких порядков для  достижения  тактических, оперативных и стратегических целей.
         Известно, что именно интуитивные реализационные логика кратчайшего пути и ритмическая логика породили естественные науки: первая - геометрию, вторая - математику и другие аналитические и гармонизированные знания.  Примитивная ритмическая логика отмечает  всплески  и спады,  но не может даже установить их периодичность.  Она порождает хаотичное поведение Человека.  Это логика хаоса.  У Человека с примитивной  интуитивной ритмической  логикой  нет  биологических часов и он не может  планировать какие-либо действия во времени.
         Простейшая реализационная  ритмическая  логика уже выделяет основную гармонику и определяет установившееся  (привычное) поведение Человека. Устойчивое, привычное, ритмическое повторение действий обеспечивает наиболее рациональное использование ресурсов, например, путем привычного чередования труда и отдыха, что обеспечивает равномерную психическую и физическую  нагрузку  Человека с минимальными эмоциональными расходами.  Эта логика интуитивно порождает надсознательное чувство ритма и цикла повторений,  часто называемое биологическими  часами.  Как и другие простейшие версии интуитивной логики, соответствующая  модель простейшей ритмической логики  получения  удовольствий  свойственна молодым людям,  которые до исступления стучат и прыгают под простейшие ритмы с одними и теми же десятки раз повторяющимися фразами.
         Взвешенная интуитивная  ритмическая  логика  породила не только математику,  статистику и теорию вероятностей,  но и много других творческих достижений Человечества:  музыку, поэзию, танцы, живопись и все другие науки и искусства, поскольку  успехи творчества и Интеллекта обеспечиваются базовым свойством: интуитивного познания гармонии, т.е.  "красоты повторений",  симметрии и асимметрии в той  или иной степени,  в зависимости от порядка присущей Человеку взвешенной ритмической логики.  Такая реализационная логика все более высоких порядков  "красоты  повторений"  позволяет открыть и реализовать все но-вые и новые закономерности и законы гармонии в искусствах и  культуре,  в науке и технике, в личных и общественных отношениях.
         Одному и тому же Человеку  могут  быть свойственны различные версии правил побудительной и реализационной интуитивной логики. Например, ученый и философ, достигший познания высших порядков взвешенной ритмической логики в психологии, математике и др. науках может использовать примитивную  логику  кратчайшего  пути для удовлетворения потребностей, например, питаясь простейшей пищей и длительное время пребывая в шалаше  или бочке!  Это один из приемов сосредоточения надсознания для реализации механизма интуитивного вывода на основе ритмической логики  высокого порядка.  Перед глазами Человека-исследователя при этом ничего не должно мелькать или болтаться.  Только на фоне неподвижного можно  взять  "ритмические производные" более высоких порядков,  чем это сделали до тебя.  Отсюда "сосредоточенность и неподвижность" многих мыслителей древности и почитание камней в учении Магомета.

         Два базовых звена Кольца познания: реализация Надежд (планов) и порождаемая ими Жизнь и Смерть Человека представляют собой связный и длительный процесс сознательного, надсознательного и подсознательного принятия решений в тех или иных ситуациях,  в том числе путем широкого использования  интуитивных выводов и решений в соответствии с конкретной версией присущей Человеку логики интуитивного рационализма. Творческий процесс надсознательного (интуитивного) и сознательного (профессионального) использова-ния и формирования  новых  знаний также  мотивируется,  сдерживается  и  реализуется на основе высоких эмоций и развитой интуиции творчески одаренного Интеллекта.
         Моделирование в эмоционально- и морально-ориентированных суперкомпьютерах интуиции Человека, позволяющей принимать "хорошие" и даже "чудесные" решения, позволит проводить самые разнообразные исследования в области психологии,  информатики,  педагогики,  экономики, здравоохранения и  использовать ЭМОС для многих других,  хотелось  бы верить, благородных целей.


 

SpyLOG


(c) redstar
Дата обновления:

Назад || Написать мне || Добавить комментарий || Обсудить на форуме


Сайт создан в системе uCoz